ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА КАК ЗАЛОГ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Воронова Марина Михайловна, воспитатель

Для современного ребёнка очень часто лучшим другом становится телевизор или компьютер, а любимое занятие-просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Это приводит к дефициту общения  детей друг с другом. Они становятся менее отзывчивы к чувствам других, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Сфера их ощущений и чувств становится скудной. Без развитой эмоциональной сферы невозможно воспринимать действительность и реагировать на неё.

Что такое эмоции?

Эмоции — пристрастное отношение человека к окружающему миру и к тому,что с ним происходит.

Переживание этого состояния и есть эмоции.

Почему так важны эмоции ?

— создают оптимальных условия для активной деятельности мозга;

— стимулируют познание окружающего мира;

— совершенствуют способность запоминать новую информацию и говорить.

Эмоции – это психическое здоровье ребёнка.

Что нужно знать об эмоциях ?

сами по себе не развиваются;

-их необходимо формировать и развивать;

-формируются и развиваются только в практической деятельности.

В детском саду мощным побудителем эмоций становится детский коллектив и организованные воспитателем различные виды детской деятельности, и прежде всего игра.

Чему способствует игра?

самый короткий путь эмоционального раскрепощения: снятие заторможенности, скованности, зажатости;

освобождение от страхов, внутренних переживаний, снижение эмоционального напряжения;

преодоление отрицательных  эмоций, завышенной самооценки;

реализация творческих возможностей, импровизация;

через осуществление замыслов происходит эмоциональное вдохновение детей, их бурная радость, требование повторить игру;

эмоциональный подъём в игре помогает ребёнку преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнёров;

получение громадного удовольствия от успешной игры.

При организации игр с детьми необходимо учитывать их возрастные особенности. У младших дошкольников это радость, грусть, страх, гнев. У старших дошкольников спектр эмоций расширяется, появляются полутона, нюансы… а также у старших дошкольников формируется эмпатия – умение сопереживать за другого человека как за самого себя, пропускать мысли, чувства, эмоции другого через свою психику, а не вследствие сформированности нравственных качеств, правил хорошего поведения.

Игры, развивающие эмоции у дошкольников:

— сюжетно – ролевые игры;

— подвижные игры;

хороводные игры (используется принцип хоровода –подвижный круг с разыгрыванием сюжета)

театрализованные игры (словесные игры, пантомимы, игры на мышечное напряжение и  расслабление);

— игровые упражнения тренингового характера.

Таким образом, формирование и развитие у ребёнка эмоциональной сферы — это необходимое условие для его психического здоровья и дальнейшей жизни в обществе.