Как играть с детьми младшего дошкольного возраста

Значение игры для детей неоспоримо значимо. Через игру ребенок познает окружающий мир, знакомится с его особенностями. Через игру ребенок удовлетворяет свой интерес, любопытство, расширяет кругозор, устанавливает причинно-следственные связи.

Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок – это, без сомнения, играющий ребенок. Полноценная игра как специфический детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды  и направленного формирования игровой деятельности взрослыми.

К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает спать куклу, прокатывает машинки и др.). Ребенок передает несложный сюжет из нескольких  игровых действий. Дети становятся способными действовать с предметами-заместителями, появляются действия и без предмета, в которых сохраняется «рисунок» действия.

Современный исследователь детской игры Е.Е. Кравцова предлагает разграничивать два явления игру и игровую деятельность. Игровая деятельность по сравнению с игрой понятие более узкое. Игровую деятельность, по мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что касается игры – то создав нормальные условия для ребенка — ребенок заиграет сам.

Основная черта игровой деятельности детей третьего года жизни — стремление многократно повторять одни и те же действия, например, кормить куклу или катать ее в коляске. Постепенно игровые ситуации насыщаются речевыми элементами, сюжетными диалогами и пояснениями. На третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссерской игры, деятельности, в которой ребенок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам (одушевление предмета, придание ему неспецифических значений).

Почти одновременно с режиссерской игрой  или чуть позже в младшем дошкольном возрасте возникает еще один вид самостоятельной детской игры – образно-ролевая игра. Ее отличие в том, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее будет назвать игровым персонажем-образом: ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно, и, воспроизведя какое-то специфическое действие или даже позу, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.

Следующий вид игры, сюжетно-ролевая игра, формируется в основном со среднего дошкольного возраста.

Так, игры в младшем возрасте подразделяются на:

  • Режиссерские игры
  • Сюжетно-образные и сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры

Можно определить Задачи развития игровой деятельности детей:

  1. Развивать игровой опыт ребенка.
  2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.
  3. Поддерживать первые творческие проявления ребенка.
  4. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.

Работая воспитателем в детском саду, я познакомилась с многими развивающими играми для детей. Остановимся на развитии игровой деятельности с помощью дидактических игр.

Игры с дидактическими игрушками — матрешками, башенками, предметами, в том числе и с волчками для развития мелкой моторики рук.

Настольные игры с картинками, мозаика, кубики и пр.

Ребенок учится принимать игровую задачу: разбирать и собирать игрушки в правильной последовательности (пирамидки, башенки, матрешки); называть цвет, форму, размер.

Сравнение двух предметов, составление пар. Действия в соответствии с игровой задачей (положить красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку, маленькому — маленькую). Развитие умения разговаривать с воспитателем по ходу игры: о названии предмета, о его цвете, размере.

Существуют игры, которые можно использовать во всех возрастных группах, т.е. универсальные – это кубики «Сложи узор».

Игра состоит из 16 одинаковых пластмассовых кубиков. Ребро кубика 4 см. Все грани кубика раскрашены по-разному. Четыре грани одноцветные: белая, синяя, красная, желтая. Две – двухцветные: белая с красным и синяя с желтым раскрашены по диагонали. В ходе игры предлагается составлять узоры различной сложности. Варианты узоров приведены  в книжечке – описании. Для маленьких детей предлагается 16 простых рисунков в масштабе 1:1. В таком случае ребенок может составлять узор, накладывая кубики на изображение. Дети чуть старше, учатся составлять узор по схеме.

Задачи и содержание игр меняется по мере их освоения. В младшем возрасте 3 — 4 года у детей развиваю интерес и представления (цвет, форма, величина, ребенок учится производить анализ и вычленять схожие признаки, например, машина желтая, как дорожка); развиваю речь (происходит обогащение словаря, формируется грамматический строй речи).

Так с чего же начать играть? Предлагаю варианты игровых упражнений:

  • Построение дорожек (из 4 кубиков разного цвета: красного, белого, желтого, синего).
  • По дорожкам ездят машинки (по красной дорожке – красная машинка и т.д.)
  • Трансформирование дорожек в окошко (из красной дорожки – красное окошко).
  • Развитие пространственных представлений (перед ребенком лежат 4 кубика – 2 красных кубика вверху, 2 желтых кубика внизу, можно менять местами, комбинировать цвета).
  • Упражнение в названии геометрических фигур (это квадрат – у него 4 стороны и 4 угла, квадрат может состоять из 1 кубика, 4 кубиков, 6 кубиков, и т.д. Ребенок при этом определяет размер квадрата).
  • Трансформирование окошек в домики (освоение понятия «треугольник», у которого 3 стороны и три угла, ребенок сначала строит треугольник из двух кубиков, разворачивая к себе теми сторонами, где грань окрашена по диагонали и затем пристраивает треугольник к квадрату – получается домик).
  • Заселение домиков домашними животными (ребенок ставит фигурки животных на изображение домика (кошка, собака, корова, коза, свинья и их детеныши). При этом обогащается словарный запас, и формируется грамматический строй речи).
  • Затем домики трансформируем в елочки, так получаем лес (елочки состоят из 2 или 4 треугольников. (Ребенок определяет размер елочек, используя слова высокая, низкая).
  • Заселение в лес диких животных (Ребенок считает количество елочек и фигурок, можно дать дополнительное задание, например, сделать что бы количество елочек и зверей было одинаковым, при этом можно называть зверей и подобрать к ним соответствующих детенышей.)
  • Повторение всей цепочки преобразований. (1 — дорожка в окошко, 2 — окошко в домик, 3 – домик в елочку).

Начиная с младшего возраста 3-4 лет, дети овладевают правилами преобразования идентификации построенной фигуры с натуральным объектом (на что похоже?).

Игра способствует развитию внимания, усидчивости, фантазии, логики, воображения, творчества, настойчивости.

Как определить положительные результаты развития игровой деятельности?

— Ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий.

— Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью.

— Игровые действия разнообразны.

— Ребенок принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в самостоятельных играх.

— Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей если:

— Ребенок отражает в игре хорошо знакомые, не всегда связанные по смыслу действия.

— Игровую роль не принимает («роль в действии»).

— Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит  частично.

— Игровые действия однообразны.

— Предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя.

— Редко включается в игру со сверстником, испытывает трудности в согласовании игровых действий.

 Литература:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  2. Новоселова С.Н., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. М., 1997.
  3. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.