Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в логопедических группах посредством освоения математических представлений

Шевякова Марина Викторовна, Мельникова Татьяна Владимировна, воспитатели

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

На современном этапе проблема математического развития дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к предматематической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей. Благодаря идеям гуманизации педагогического процесса, предоставляются широкие возможности в выборе программ математического развития, в использовании разнообразных моделей и технологий обучения дошкольников, таким образом происходит так называемая психологизация образования дошкольников.

Авторы многих программ выступают за обогащение содержания, направленного на развитие у детей интеллектуальных способностей и формировании элементарных научных представлений и понятий, умение грамотно строить математические высказывания. Акцент делается на установлении новых взаимоотношений педагога с детьми, новых форм и методов работы, которые реализуются на основе личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.

Использование игровых методов на занятиях по формированию математических представлений способствует тому, что у детей появляется интерес к учению, развивается творческое начало, инициатива, настойчивость, элементы самоконтроля, которые в дополнение к интеллекту и приобретенным умениям и навыкам, составляют творческую направленность личности.

Все вышесказанное характерно для развивающих игр с универсальным дидактическим материалом: логическими блоками Дьенеша (ЛБД), палочками Кюизенера, содержащими большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.

Универсальный дидактический материал позволяет уделить большое внимание освоению детьми логических операций, классификации, сериации, принципа сохранения количества и величины.

В играх моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике. Развивается интерес к математическому содержанию знаний.

Особенности усвоения детьми-логопатами математических

знаний и навыков (из опыта работы на логопедической группе)

  • Знания о множестве, числе, счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях и отношениях между величинами.
  • Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий.
  • Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы.
  • Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля (не могут одновременно проконтролировать речевую и практическую деятельность).
  • Испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить их в речевое высказывание.
  • Детям сложно оперировать имеющимися знаниями о величине, включать их в деятельность.
  • Имеются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибаются, т.к. обобщение идет не на основе выделения существенных признаков, свойств, анализа частей, а на зрительном восприятии.
  • Испытывают трудности в определении местоположения предмета в пространстве и по отношению к себе.
  • Затрудняются в активном использовании предлогов, наречий и других частей речи в произвольном высказывании.
  • Представления о времени поверхностны, т.к. дети не умеют строить высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени, не могут объяснить причинно-следственные, временные связи, не вполне понимают смысл слов (вчера, сегодня, завтра).
  • При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор действий, упрощение заданий. Часто требуется полный совместный разбор и совместное выполнение заданий.
  • Дети затрудняются в пользовании словесным образцом, не опираются на него при построении высказывания.
  • Большинство детей не может запомнить словесную инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

Задачи, формы и методы работы с детьми

Развитие математических представлений проводим с позиций комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, и качеств личности.

Исследования психологов и многолетний опыт педагогов-практиков показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому основными задачами математического развития детей считаем:

— формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

— увеличение объема внимания и памяти;

— формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, сериации).

— развитие вариативности мышления;

— развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

— выработку произвольности поведения, умение устанавливать правильные отношения со сверстниками;

— формирование умений планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.

Богатые возможности для решения этих задач предоставляет универсальный дидактический материал – Л.Б.Д. и палочки Кюизенера.

Знакомство детей с математическим материалом осуществляем на основе деятельностного метода в играх, действиях с различными предметами, наблюдениях за действиями педагога и сверстников, выполнении графических заданий (рисование, обводки шаблонов и трафаретов, штриховки в заданных направлениях, работа в тетрадях с печатной основой). При этом знание не даем в готовом виде, а побуждаем к самостоятельному постижению путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Исследование математических проблем проводим на занятиях по изучению окружающего мира (пространственно-временные отношения, сравнения величин и т.п.).

На занятиях по изобразительной деятельности вводим поиск закономерности (порядок чередования элементов в узоре, составление предметов из геометрических фигур и т.п.).

Кроме дидактических игр с математическим содержанием в подготовительной группе считаем эффективным использование рассказа, также используем универсальные методы: беседа, практическая работа, что способствует общему интеллектуальному развитию детей. (Используем фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы организации работы с детьми.) Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста требуют игровой формы деятельности. Д/и и и/у являются формой усвоения знаний и способствуют развитию познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную) используем физминутки (по теме занятия). Тетради на печатной основе “Математика – это интересно” используем, чтобы организовать самопроверку детьми выполненнных заданий. Особенно для детей с повышенным дефицитом внимания. Навыки самопроверки очень важны в школе.

Проводим подведение итогов занятия:

в течение 2-3 минут акцентируем внимание детей на основных идеях занятия, спрашиваем, что им понравилось, что было трудным. Если необходимо, помогаем сформулировать вывод. Задания подбираем с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт (учитываем результаты обследования детей и сформированность подгрупп по уровню развития). Стараемся создать ситуацию успеха для каждого ребенка (особенно для неуверенных в себе детей).

Используем материал разной степени сложности: стандартные задания с известными детям способами решения (для низкого и среднего уровней) и нестандартные – когда дети не знают заранее способа действия, а ищут его сами (для среднего и высокого уровня).

Наряду с заданиями на предметной основе, используем задания и упражнения, которые даются в схематизированной, знаковой форме. Особенно детям интересны задания с кодированием и декодированием какой-либо информации.

Для создания психологической комфортности на занятиях, эмоционального благополучия детей используем индивидуальный подход, доброжелательное отношение к ребенку, стараемся обеспечить ситуацию успешности для каждого.

Положительные эмоции у всех детей вызывают приход любимого персонажа: Математического Мишки (“трехцветного”, “красно-сине-желтого”), окрашенного в цвета блоков Дьенеша.

Универсальный дидактический материал позволяет развивать вариативность мышления, т.е. задания допускают различные варианты решения, что очень ценно для подготовки к школе.

В работе придерживаемся системы дидактических принципов:

— психологическая комфортность (т.е. образовательная среда строится с учетом отсутствия возможных стрессообразующих факторов);

— принцип деятельности (новое знание дается через самостоятельное “открытие” его детьми);

— принцип минимакса (возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом);

— целостное представление о мире (взаимосвязь нового знания с предметами и явлениями окружающего мира);

— непрерывность (преемственные связи между ступенями обучения).

На практике осуществляем комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Придерживаемся принципа интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, художественное творчество) и видов детской деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, двигательной).

Эти принципы соответствуют современным научным взглядам на способы организации развивающего обучения. Они обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития ребенка, а также способствуют сохранению и поддержанию здоровья детей.

В результате проделанной работы можем сделать такие выводы:

— Возросла освоенность детьми практических действий счета, вычислений, измерений, сравнения, уравнивания групп предметов, классификации, сериации, видоизменения и преобразования, воссоздания фигур и др.

— Изменился в сторону улучшения характер представлений об отношении объектов по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве и т.д.

— Повысился уровень речевого выражения способов практических действий, использование терминологии.

— Возросла степень самостоятельности и творческих проявлений детей в ходе освоения математических знаний и умений и переноса их в другие виды деятельности (в игры, в конструктивную и свободную деятельность)

Литература:

1. Программа развития и воспитания детей д/с «Детство», СПб, «Детство — Пресс», 2006г.

2. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа д/с) Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Москва, 1993г.

3. «Логика и математика для дошкольников» Носова Е.Н., Непомнящая Р.Л., СПб, «Детство — Пресс», 2004г.

4.  «Математика до школы» Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., СПб, «Детство — Пресс», 2005г.

5. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Михайлова З.А., Москва, «Просвещение», 1985г.