Система и модель работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

            Латухина Наталья Ивановна, воспитатель

          Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

            В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста, в работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Безопасность». Одним из важнейших задач этой области является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

            Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит задача формирования навыков безопасного поведения у детей, начиная с трехлетнего возраста. Педагогам предлагается система занятий на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н, Стеркиной Р.Б. «Безопасность». В то время как, в Федеральных государственных требованиях формами работы становятся: игры, проектирование, образовательная ситуация.

            В результате чего возникла необходимость организовать системную и глубокую работу в этом направлении с воспитанниками, начиная с младшего возраста, с включением эффективных средств, форм и методов работы.

            Работа по воспитанию безопасного поведения на дороге не будет иметь результатов, если будет проходить в форме одноразовых акций. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно с ориентацией на четко обозначенную цель: воспитанник, со сформированными навыками безопасного поведения на дороге.

            Задачи:

  1. Формировать знание воспитанников о дороге, перекрестке и элементарных правилах пешехода.
  2. Формировать у воспитанников навыки и умения ориентироваться в дорожной обстановке и замечать опасные ситуации.
  3. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
  4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.
  5. Привлечь к взаимодействию по данному направлению родителей воспитанников.

            Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.

            Очень важно помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в дорожно-транспортной среде.

            Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

            Этого возможно добиться при условии четко спланированного и последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками в ходе образовательного процесса, направленного на формирование устойчивых знаний и навыков правил поведения на дороге. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов, например таких как:

-проектный метод;

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-личностно-ориентированный метод;

-технология игрового обучения;

-метод наблюдения и беседы.

            Модель работы ГБДОУ по ознакомлению с правилами дорожного движения выглядит как замкнутый круг между родителями, детьми и педагогами, а в центре — правила дорожного движения.

            Работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма я строю в соответствии со следующими  принципами организации образовательного процесса:

            Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

            Принцип деятельности — включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

            Принцип интеграции — интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

            Принцип дифференцированного подхода — решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

            Принцип возрастной адресности — одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

            Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.

            К концу года обучения ребенок 3 — 4 лет знает:

1.Знает значение слов: улица, дорога, проезжая часть.

  1. Знает работу пешеходного светофора, сигналы светофора.
  2. Различает виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой), знает строение автомобиля, для чего нужны автомобили..
  3. Ориентируется в окружающем пространстве (дорога, тротуар).
  4. Знает элементарные правила пешехода (идти по проезжей части спокойно, за руку с взрослым. Двигаться только на зеленый сигнал светофора).

            К концу года обучения ребенок 4 — 5 лет знает:

  1. Знает значение слов: дорога, проезжая часть, тротуар, перекресток.
  2. Знает работу пешеходного светофора (красный, зеленый сигналы) их значение.
  3. Знает значение дорожного знака: «Пешеходный переход» «Пешеходная дорожка».
  4. Знаком с разными видами транспорта (пассажирский, грузовой), с их особенностями.
  5. Знает элементарные правила пешехода (ходить спокойным шагом, переходить дорогу по пешеходному переходу).
  6. Ориентируется в окружающем пространстве (дом, дорога, тротуар, детская площадка).
  7. Понимает возможную опасность при нарушениях пешеходом правил поведения на дороге.

            К концу года обучения ребенок 5 — 6 лет знает:

  1. Знает основные части улицы (проезжая и тротуары).Знает значение дорожных знаков «Перекресток», «двухстороннее движение», «Место остановки автобуса».
  2. Знает работу светофора (трехцветный (красный, зеленый, желтый цвет)- для автомобилей, и двухцветный для пешеходов), их значение.
  3. Знает движение транспорта (разделение проезжей части осевой линией, двухстороннее движение).
  4. Знает правила для пешеходов (ходить по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу по пешеходному переходу, не выбегать на проезжую часть).
  5. Знает правила для пассажиров (ожидать транспорт на специальной остановке, в транспорте вести себя спокойно, не толкаться).
  6. Ориентируется в понятиях «движение слева», «движение справа».
  7. Соблюдает элементарные правила пешехода без напоминаний, замечает ошибки других пешеходов при переходе дороги.

            К концу года обучения ребенок 6-7 лет знает:

  1. Знает значение слов: «микрорайон», «город», «проезжая часть», свой адрес, опасные участки около дома.
  2. Знает значение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено».
  3. Умеет ориентироваться по светофору (сигналы светофора и их значение)
  4. Знает виды транспорта (водный, воздушный, подземный).
  5. Знает световые и звуковые сигналы машин, их назначение (предупреждающий сигнал, световой сигнал при повороте).
  6. Знает правила езды на велосипеде и роликовых коньках (ездить разрешается на специальных площадках и дорожках).
  7. Знает правила для пешеходов (переходить дорогу на зелёный свет светофора, не играть на проезжей части дороги, при переходе посмотреть налево, потом направо, затем налево).
  8. Избегает дорожных ловушек и понимает их опасность (не останавливаться при переходе дороги, не выбегать из подъезда и др.).
  9. Знает правила для пассажиров (не высовываться из окон, не шуметь, уступать место старшим).
  10. Ориентируется в направлении движения транспорта (слева, справа, двухстороннее), в окружающем пространстве (тротуар, площадка для игр, дорога, микрорайон).
  11. Осознает опасность нарушения правил поведения на дороге, замечает ошибки других пешеходов, может сделать замечание товарищу.

Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников :

  • Наглядная агитация (плакаты, стенд с детскими рисунками, ширма-передвижка, альбом «(Правила дорожные) Детям знать положено»), альбом «Изучаем ПДД с родителями»,
  • опросный лист для родителей по  знанию и соблюдению правил дорожного движения для пешеходов, анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города»,
  • групповое собрание,
  • рекомендации родителям,
  • консультации, беседы,
  • памятки,
  • практикум для родителей по организации дидактических игр в домашних условиях,
  • совместные прогулки, экскурсии, досуги, развлечения, конкурсы
  • просмотр и/или участие в открытых занятиях,
  • участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах, праздниках
  • задания на дом для родителей, изготовление атрибутов для дидактических, сюжетно-ролевых игр,
  • тематические выставки рисунков и поделок,
  • художественная и методическая литература,
  • просматривание познавательных передач,
  • встречи – беседы с инспектором ГИБДД.

            Цель: дать родителям необходимые знания для обогащения знаний детей; провести разъяснительную работу; воспитывать желание заботиться о своих детях.

            С целью профилактики и снижения детского дорожно-транспортного травматизма в темное время суток проведена профилактическая акция: «Будь заметнее на дороге». Световозвращатель делает Вас заметнее на дороге в темное время суток!

            Важным условием результативного формирования у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, является работа с семьёй. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой, формируется у воспитанников навыки безопасного поведения на дороге.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н, Стеркина Р.Б, Князева О.А. Безопасность. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М: МИПКРО, 1998.
  3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1980.
  4. Степаненкова Э.Я, Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков. Т.Ц. «Учитель», 2006.
  6. Саулина Т.Ф. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. – М.: Просвещение 1989.
  7. Извекова Н.А, Полякова Л.Б, Федотова А.Н. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ. Сфера, 2005.
  8. Петрова Т.И, Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  9. Котельникова Г.Н, Полуянова Н.К. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» — Ханты — Мансийск, изд. Практика, 2002.
  10. Кирьянова В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М.: «Дом Третий Рим», 2005.
  11. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М:, 2002-2006.
  12. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. – Ростов — на- Дону:, Феникс, 2004.
  13. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. – М.: «Скрипторий», 2004.